Рано или поздно, любой руководитель задумывается над вопросами, связанными с качеством работы его сотрудников. Как определить уровень профессионализма работника? Как узнать, в полную ли силу сотрудник работает? Как правильно оценить действия руководителей и подчиненных? Как организовать работу подчиненных так, чтобы получить максимально эффективный результат? К сожалению, не всегда и не у всех руководителей находятся ответы на эти и другие вопросы, связанные с управлением качеством работы сотрудников в организации. Хотя решение можно найти с помощью несложных управленческих методик и инструментов.
В основе организации любой системы управления лежит принцип делегирования полномочий. Суть данного принципа достаточно проста: для получения желаемого результата руководитель организации должен совершить определенные действия. Если результат небольшой, то человек сделает действия сам. Если же результат требует большого количества ресурсных затрат, в том числе человеко-часов, за ограниченный период времени, то одному человеку совершить все необходимые действия в принципе невозможно. Поэтому, руководитель поручает выполнение данных (собственных) действий своим подчиненным. При этом ответственность за результат при делегировании полномочий с руководителя не снимается. Соответственно, и оценивать действия сотрудников руководитель должен с позиции собственных действий. Для этого руководителю нужно четко увидеть, понять и определить собственные функции, необходимые для получения результата, и только потом делегировать их подчиненным. Обычно это реализуется через разработку должностных инструкций сотрудников.
Одна из главных ошибок руководителей заключается в недооценке работы с должностными инструкциями подчиненных, которые на самом деле являются одним из базовых инструментов управления. Обычно должностная инструкция представляет собой набор максимально возможных действий, которые любой сотрудник, занимающий определенную должность, должен выполнять в течение рабочего дня. На самом деле, работающая должностная инструкция должна быть составлена для каждого сотрудника индивидуально и должна определять действия и результаты конкретной личности.
Для составления работающих должностных инструкций используются два основных инструмента.
О том, как организуются и технологизируются процессы, современные руководители, как правило, знают, хотя и не всегда применяют данный подход на практике. А вот с определением и распределением функционала между сотрудниками, дело обстоит гораздо хуже. В первую очередь потому, что многими руководителями не определены основные управленческие понятия.
Для того, чтобы руководитель мог разобраться в ситуации с выполнением функциональных обязанностей подчиненных, можно применить следующую методику:
1. Каждому значимому сотруднику нужно дать три листа чистой бумаги и поставить задачу:
2. Проанализировать все записи одного сотрудника и определить, что на самом деле делают сотрудники и насколько эффективны данные действия:
3. Проанализировать взаимопересечение функций, выполняемых сотрудниками:
4. Проанализировать полноту выполнения функций сотрудниками:
В результате анализа выполнения функциональных обязанностей подчиненными, руководитель может принять следующие решения:
1. Оптимизировать организационную структуру за счет избавления от части «социальных лентяев».
2. Оптимизировать функциональные обязанности сотрудников, закрепив за ними, в качестве основных, действия, выполняемые ими реально и с высоким уровнем качества.
3. Оптимизировать свое рабочее время посредством принятия на работу нового сотрудника (либо, в случае невозможности, определения сотрудника из существующих «социальных лентяев») для исполнения функций, выделенных в итоге из третьего листа.
4. Определить критерии эффективности выполнения сотрудниками функциональных обязанностей.
Довольно часто руководители сталкиваются с проблемой определения личной эффективности (уровня профессионализма) сотрудников. В основном принято оценивать результаты работы и руководителей, и специалистов по итоговым показателям предприятия за период, таким, например, как товарооборот, прибыль, доля рынка, степень удовлетворенности потребителей, процент выполнения плана и бюджета и т.д. Все эти показатели оценивают только эффективность предприятия, системы управления, в лучшем случае, эффективность первого руководителя организации. Но они никак, практически не позволяют увидеть и оценить личную эффективность работников организации.
В общем, термин «эффективность» определяет отношение количества полученных ресурсов к количеству ресурсов, затраченных для достижения желаемого результата.
Личная эффективность работников предприятия определяется следующим образом:
Результативность функциональных действий и управленческих решений определяется полным 100%-ным соответствие полученного состояния заданному состоянию.
Только после проведения всех вышеуказанных действий, у руководителя появляется возможность составления Должностной инструкции, которая, в обязательном порядке, включает в себя следующие основные пункты:
Должностная инструкция в обязательном порядке подписывается сотрудником лично, также личной подписью сотрудника закрепляются все изменения и дополнения, вносимые в инструкцию в течение всего срока ее действия.
В таком виде должностная инструкция становится рабочим инструментом для сотрудника, объясняющим и определяющим все действия сотрудника в организации, мотивирующим его на выполнение закрепленных функций. Одновременно минимизируются конфликты между сотрудниками и руководителями, связанные, обычно, с элементарным непониманием друг друга при организации выполнения функциональных действий.
Практика реализации данного подхода на предприятиях показала резкое повышение эффективности работы организации и персонала после перехода к системе управления качеством работы сотрудников на процессной основе, с функциональной привязкой процессных действий к личности сотрудника. И, если в течение определенного времени руководители готовы терпеть неэффективных сотрудников, потому что не было времени и желания заниматься сложными проблемами управления персоналом, то при возникновении каких-либо проблем, управление качеством работы сотрудников является одним из важнейших инструментов снижения издержек и сохранения бизнеса в непростых условиях.
Понравилась статья? Поделись полезной информацией с друзьями :-)