Для большинства людей и предприятий стратегическое планирование – это просто составление плана на длительный период. Но, по факту такой план чаще всего не несёт в себе ничего стратегического. Например, человек посадил фруктовые деревья или ягодные кустарники, планирует собирать и продавать урожай. От наличия плана сбора урожая или его отсутствия ничего не изменится, растения будут приносить плоды сами по себе. Так же и на предприятии, если, например, стоит станок и он постоянно работает, то каждая изготовленная деталь будет приносить прибыль независимо от стратегического плана предприятия.
Стратегия – это не планирование того, что и так работает, для этого существуют оперативные планы: производства, продаж, финансовый, маркетинговый и т.п., которые так же могут составляться и на год, и на пять.
Стратегическое планирование начинается тогда, когда хочется получить больше того, что может быть и так.
Например, если хочется получить больший урожай или увеличить прибыль, то нужны стратегические решения: какие сорта высадить, какую почву завезти, какие удобрения применять, какие нужны дополнительны методы прополки, культивации и т.п.
Для того, чтобы больше заработать на станке, тоже нужна стратегия: какие заказы привлечь, какими оснасткой и заготовками обеспечить, каких специалистов подготовить, и множество других вопросов.
Смысл и значимость стратегических решений в том, что они позволяют за тот же период времени получить более весомые результаты, чем в обычном оперативном режиме.
Таким образом, стратегический план – это действия, с помощью которых можно получить что-либо дополнительно к тому, что будет и так.
Общий порядок составления стратегического плана:
1. Определить, какие результаты будут получены в планируемом периоде за счёт использования имеющихся ресурсов в обычном оперативном режиме.
2. Определить, какие результаты в планируемом периоде хочется получить дополнительно.
3. Выбрать стратегические решения, с помощью которых можно будет получить дополнительные результаты.
4. Оценить, хватит ли имеющихся ресурсов и возможностей для получения дополнительных результатов.
5. Решить вопрос о возможном привлечении дополнительных ресурсов для получения дополнительных результатов.
6. Составить стратегический план на период: какие действия, в какие сроки, с каким ресурсным обеспечением будут дополнительно сделаны в течение планируемого периода.
По сути, стратегический план – это расчёт того, какие ресурсы привлечь, куда вложить и что сделать для того, чтобы получить что-либо сверх того, что будет и так, без этих дополнительных стратегических усилий.
Весь существующий опыт показывает, что именно наличие осознанных стратегических решений и чётко рассчитанного стратегического плана позволяет получать лучшие результаты как на производстве, так и в жизни каждого из нас.
Понравилась статья? Поделись полезной информацией с друзьями :-)